Аптриева Ольга Леонидовна

Сценарий викторины «Волшебный мир марийской сказки»

Сценарий викторины «Волшебный мир марийской сказки»

В воспитании дошкольников широко используется народная сказка, которая способствует не только формированию эмоционального положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию детей.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих качеств из поколения в поколение. Марийский народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму песен, легенд, сказок.

Марийская народная сказка отличается неповторимым колоритом, который создается бытовыми особенностями, привычками, обычаями марийского народа. Именно это и придает ей национальный характер, делает ее самобытной.

В марийских сказках содержится богатый материал о родной природе, животном и растительном мире. Марийцы издавна жили в лесистом краю на среднем течении Волги. Лесами окружены марийские деревни, среди лесов стоят города. Издавна жизнь марийцев была тесно связана с лесом: в лесу они добывали зверя, собирали ягоды, лес давал бревна для строительства жилища, из дерева марийцы вырезали посуду, из лыка и бересты плели лапти. Марийцы были благодарны лесу за пищу и кров, но еще они любили лес за его красоту. Поэтому почти в каждой марийской сказке обязательно говорится про лес

Актуальность темы. Возрождение истоков культуры, языка марийского народа, знакомство детей с Родиной, где они родились, где родились и выросли отцы и деды, где их окружает богатый мир природы, является первостепенной задачей воспитательной работы в детских дошкольных учреждениях. Наверное, нет ребенка, который не любил бы сказкуСказка формирует у ребенка представление о добре и зле. С детства сказка закладывает в душу человека заряд оптимизма. Сказка раскрывает перед ребенком все богатства родного языка, способствует развитию детского воображения, фантазии, приобщает к творчеству. Поэтому надо знакомить со сказками.

Цель: Знакомить детей с творчеством марийского народа. Учить понимать значение сказок, уметь находить сходство и разницу между русскими и марийскими сказками, учить называть марийские имена используемые в сказках. Закреплять умение пересказывать новый текст, умение играть в подвижные игры марийского народа. Воспитывать любовь и гордость к родному краю, к родному городу, народному творчеству народа мари. Развивать речь детей.

Одна из форм работы работы с детьми, используемая нами, это викторины по марийским народным сказкам. Слушая отрывки, дети называют названия сказок и главных героев. Дети сравнивают героев марийских народных сказок с персонажами из русских сказок и легенд. Онара, Чоткар-патыра, Ненчык-патыра сравнивают с былинными богатырями, Сереброзубую Пампалче с Василисой Прекрасной и Еленой Премудрой. Этим мы учим детей видеть общие черты, общие ценности разных народов. Викторины помогают запомнить содержание сказки, сравнивать персонажи разных сказок, сопоставлять их, выражать свое отношение к ним.

Сейчас мы проведем игру-викторину по марийским сказкам и узнаем, кто у нас самый внимательный, находчивый и сообразительный, кто хорошо помнит сказки.

1 конкурс. Разминка «Хорошо ли ты знаешь сказки

• Какой зверь выгнал Зайца из своего дома? (Сверчок)

• Как зовут дряхлую, обросшую мхом старушку? (Вувер-кува)

• Как зовут девочку с серебряными зубами? (Сереброзубая Пампалче)

• Как заканчивается большинство сказок(Сказка дальше, а я ближе)

• Из чего сделан богатырь Нончек-патыр? (Из теста)

• Какая птица помогает богатырям в беде? (Белый гусь)

• Через сколько дней у новорожденных богатырей появляется сила? (12)

• Какая сказка похожа на русскую сказку «Муха-цокотуха»(Муравьиная свадьба)

• Любимый музыкальный инструмент (Гусли)

2 конкурс. Чей портрет.

• Светлая, как звезда, и прекрасная, как луна (Сереброзубая Пампалче)

• Дряхлая, от старости мхом проросшая (Вувер-кува)

• Добрый, приветливый к бедным людям, беспощадный к богачам. Мудрый, как сто стариков (Чоткар-патыр)

• Рыжий, дерзкий и бесстыжий (Кузнечик)

3 конкурс. Интеллектуальный.

• Кто является главными героями в сказках о животных(Лиса, волк, медведь, заяц)

• Какая река часто упоминается в марийских сказках(Вятка)

• Назовите богатырей из марийских сказок

• Из кокой сказки Тойдемар(Белая Лебедушка)

• Кто дал свою силу младенцу Кокша? (Богатырь Кугурак)

• Куда кинули связанного богатыря? (В яму в глубину в 40 сажень)

• В какой сказке девушки-батрачки каждый день прядут пряжу, ткут холсты, вяжут кружева (Изий)

• В какой сказке отец согласился отдать свою дочь Водяному владыке? (Сереброзубая Пампалче)

4 конкурс. Из какой сказки строки?

• Иду за невестой, За красивой невестой с серебряными зубами. (Сереброзубая Пампалче)

• Пригнал волков, как овечье стадо, на хозяйский двор (Нончык-патыр)

• В первую же ночь около колыбельки появился богатырь Кугурак. Он склонился над ребенком и сказал : «Возьми, Кокша, мою силу, а смелости научит тебя отец»(Сказание о Кокша-патыре)

• А самая младшая из сестёр была догадливой. Она вместо пальцев в рот ведьме Вувер-куве подсовывала кости. (Девочка и вувер-кува)

• «Ты будешь прятаться, - говорил он, - а я тебя буду ловить» (Девушка-сиротка и дочь мачехи)

• Сова, тум-тум,Одного птенца брось, тум-тум, Как залезу — съем, тум-тум, Как срублю — съем, тум-тум, Одного птенца брось, тум-тум! (Сова и лиса)

5 конкурс. Из какой сказки эти предметы.

• Серебряный топорик, шелковые качели, старый рваный кафтан. (Сереброзубая Пампалче)

• Волынка, гусли, нож, лук со стрелами (Волшебный меч)

• Драгоценный камень, гусли-самогуды, клубок, вышивка (Златокрылая утка)

• Гармошка, гитара, барабан, гусли (Муравьиная свадьба)

6 конкурс. Определи название сказки по картинке.

Результаты проделанной работы: 1. У детей чувствуется любовь к марийскому народному творчеству (народным сказкам) и к своему народу; 2. Видны улучшения в произношении в том числе марийских звуков в словах и речь у дошкольников стала внятной и понятной; 3. Исчезают постепенно робость и стеснительность, тем самым дети стали активней и общительней друг с другом и со сверстниками, стали выступать на разных мероприятиях.

Настоящая работа может послужить наглядным примером для дальнейшего изучения роли марийского фольклора, а в частности народных сказок в воспитании детей дошкольного возраста и может способствовать восполнению пробелов в исследовании некоторых аспектов марийского устного народного творчества.

14 ноября 2024 в 11:35

Прикреплённые файлы:

Документ: Сценарий викторины «Волшебный мир марийской сказки»

Описание файла:

Файл называется: viktorina-volshebnyi-mir-mariiskoi-skazki_0clih.pptx

Это официальный файл организации «Аптриева Ольга Леонидовна», в нём содержится Сценарий викторины «Волшебный мир марийской сказки».

Размер файла: 0,71 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.