Аптриева Ольга Леонидовна
Проектная работа «Эмоциональный интеллект в действии»Проектная работа «Эмоциональный интеллект в действии»Актуальность. Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетами и проблемами, разным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается растущий интерес к изучению эмоционального интеллекта. Понятие" эмоциональный интеллект " не ново в педагогике. Многие ученые писали об этом, но использовали другие термины. Сегодня этой проблемой занимаются специалисты со всего мира. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гулман, С. Гринспен, Г. Ормет, К. Кеннон и многие другие.Для понимания термина “эмоциональный интеллект" необходимо теоретическое уточнение. Эмоциональный интеллект-это способность человека контролировать себя и других. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль над импульсивностью, уверенность в себе, личную мотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно строить отношения с окружающими. Именно так мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитое QE, даже у самых ярких людей, может нивелировать карьерные перспективы, разрушать отношения и приводить к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружающей среде, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку понять, насколько его собственное поведение и последствия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредуется развитием эмоциональной сферы личности педагога. Важность и актуальность развития эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие самосознания, мыслительных способностей и умения вставать с позиции партнера, учитывать его потребности и чувства). Работая с дошкольниками, я заметила, что иногда детям трудно управлять своим эмоциональным состоянием, что некоторые действительно не умеют веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам трудно определить, грустен человек или счастлив. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций-довольно сложный процесс, требующий от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций-это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, соответствующие тому или иному эмоциональному состоянию. Но эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном счете определяют всю жизнь человека. Оказывается, совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущих успехов в жизни. Гораздо важнее для ребенка овладеть способностями эмоционального интеллекта, а именно: • способность контролировать свои чувства; • способность сознательно влиять на свои эмоции; • способность идентифицировать свои чувства и принимать их такими, какие они есть (распознавать их); • умение использовать свои эмоции на благо себе и другим; • способность эффективно общаться с другими; • умение распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему. Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации личности, формированию отношений в сообществах взрослых и детей. К счастью, в отличие от Iq (интеллектуального развития, эмоциональный интеллект можно развивать и умножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются подражанием родителям и образам, среди которых мы выросли. Как и в случае с изучением языка, новые эмоциональные знания могут быть приобретены во взрослом возрасте, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство-идеальный период для ассимиляции, и поэтому родители несут ответственность за выравнивание своих детей. Проанализировав вышеизложенное, было обосновано необходимость разработки системы педагогических мероприятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации. Вид проекта. Практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный Цель проекта. Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса Задачи проекта. Для детей 5-6 лет: 1. Уметь поддерживать дружеские отношения между сверстниками; 2. Проявляйте такие качества, как эмпатия, отзывчивость в различных видах деятельности; 3. Уметь заботиться о других в различных ситуациях, и быть благодарным за помощь и знаки внимания; 4. Овладение способностью оценивать свои собственные действия и действия сверстников; 5. Научиться распознавать собственные эмоции и эмоции других людей. Для воспитателей: 1. Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; 2. Повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников. Для родителей (законных представителей) : 1. Повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста; 2. Создать условия для обмена информации между родителями и педагогами. Участники проекта. Дошкольники, родители, педагогический коллектив. Этапы реализации проекта. I этап – подготовительный. 1. Изучение информации по теме проекта. 2. Определение цели и задачи проекта. 3. Разработка конспектов занимательной деятельности. 4. Разработка сценариев. 5. Картотека игр и упражнений по формированию эмоционального интеллекта. II этап – организационно-практический. 1. Организация различных видов детской деятельности по теме проекта. 2. Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями по проекту. III этап – итоговый. Итоговое досуговое мероприятие Ожидаемые результаты. Для детей: • умеют поддерживать дружеские отношения между сверстниками; • проявляют такие качества, как сочуствие, отзывчивость в различных видах деятельности; • они умеют проявлять в различных ситуациях заботу о других, с благодарностью относятся к помощи и знакам внимания; • овладели умением оценивать свои действия и поступки сверстников; • научились распознавать собственные эмоции и эмоции других. Для педагогов: • в коллективе была создана дружеская атмосфера; • повысился уровень компетентности педагогов в развитии эмоционального интеллекта дошкольников. Для родителей (законных представителей) : • повышение родительской компетентности в развитии эмоционального интеллекта дошкольников; • созданы условия для обмена информацией между родителями и воспитателями. Ресурсы. Воспитатель, интернет, книги, журналы, карточки, компьютер, принтер. Описание содержания проекта. Для детей. 1. Утренний ритуал «Круг друзей»; 2. Пятничный ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел»; 3. Слушание музыкальных произведений «Зима», «песня жаворонка», «Марш Щелкунчика» - П. И. Чайковский, «Менуэт» - И. С. Бах, «Жаворонок», «Детская полька» - М. И. Глинка, «Тревожная минутка» - С. Майкапра, «Весна» - Вивальди; 4. Тематические выставки творческих работ и рисунков «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза», «Мой папа - герой», «Мама – солнышко мое»; 5. Квест-игра «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»; 6. Занятие «Путешествие в страну эмоции»; 7. Итоговое мероприятие создание альбома «Коллекция впечатлений». Для педагогов: 1. Создание картотеки игр по формированию эмоционального интеллекта; 2. Создание библиотеки художественных произведений по развитию чувства эмпатии; 3. Совместная работа по формированию фонотеки; 4. Консультация «Что мешает успеху?»; 5. Консультация «Использование эмоции для повышения мышления и деятельности» Для родителей 1. Консультация «Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек»; 2. Консультация «Секреты эмоционального благополучия ребенка»; 3. Консультация «Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка-дошкольника»; 4. Консультация «Воспитываем добротой»; 5. Совместный праздник «Моя любимая мамочка»; 6. Семейный праздник «Масленица»; 7. Экологическая акция «С новосельем, пернатые!» Список литературы. 1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005. 2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М. : ACT : ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с. 3. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4. 4. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003. 5. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. «Эмоциональна гибкость учителя : психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001 6. Электронные ресурсы: https://festival.1september.ru/articles/607697/; https://educoroang.ru/O_centre/projects/sip/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_kak_motivacionn.html https://elo4ka.ucoz.ru/publ/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/1-1-0-3 14 ноября 2024 в 11:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.